МБОУ "Оссорская средняя школа"
 Итоги работы школьного научного общества учащихся (ШНОУ) за 2017-2018 учебный год.

Итоги работы школьного научного общества учащихся (ШНОУ) за 2017-2018 учебный год.

Название: «Arbor Cognitio» - «Древо познаний»

Девиз: «Quidquid agis, prudenter agas et respice finem» -

«Чтобы ты ни делал, делай это разумно и не упускай из виду цели»

В 2017-2018 году школьное научное общество учащихся начало свою работу с 2 сентября, приступив к работе над исследовательскими проектами. В нашем обществе в этом году принимают участие четыре секции: секция начального образования «Эврика», секция естественных наук «Друиды», секция общественных наук «Сподвижники Клио», секция английского языка «Ключ к успеху». Также в этом году научное общество пополнило свои ряды еще одной секцией общественных наук «Геродот».

В течение всего года в секциях велась напряженная, последовательная и увлекательная работа и на заключительный этап - научно-практическую конференцию «Через тернии к звездам – 2018» было представлено восемь проектов.

Первыми, 6 апреля, приступила к защите своего проекта на тему: «Здоровым быть модно» секция начального образования «Эврика – 2 «А», под руководством Волосенко А. А. В этом году данную секцию представляют: Зубарева Мария, Мазуров Георгий, Жукова Мария, Юрина Екатерина и Мамулькина Марина.

Защита проекта проходила в спортивном зале школы накануне Всемирного дня здоровья.

На защите проекта присутствовали учащиеся 2 «А» класса, учащиеся начальных классов МБОУ «Оссорская СШ», родители и учителя.

Защита проекта была построена в виде создания «Книги здоровья».

Первая страница - «Здоровый образ жизни», присутствовавшие просмотрели презентацию и выслушали выступление Зубаревой Марии.

Страница вторая - «Спортивная». С презентацией «ВИКТОР ЧУКАРИН - человек стальной воли» об олимпийском чемпионе выступил Мазуров Георгий.

Страница третья - «Олимпийская».  С презентацией об олимпийских играх выступила Жукова Мария.

Страница четвертая – «Зимние олимпийские виды спорта» слово с презентацией о зимних олимпийских видах спорта было предоставлено Юриной Екатерине.

Страница пятая – «Летние олимпийские виды спорта. С презентацией о летних олимпийских видах спорта выступила Мамулькина Марина.

Страница шестая – «Соревновательная». Помощниками были наши дружные семьи Мазуровых и Зубаревых, которые посоревновались в эстафетах:

1. Бобслей. 2. Стрельба из лука. 3. Перечислить зимние олимпийские виды спорта 4. Конкурс «Народная мудрость гласит» 5. Собрать выражение «Мы за здоровый образ жизни»
А также учащиеся класса исполнили песни «Песенка про зарядку», «Песня о спорте», показали заводной танец со степами.

Всем очень понравилась совместная тренировка «Все танцуют чику-рику!», так как музыка и спорт продлевают жизнь и делают её интересней.

На память о проекте учащимся вручили всем медали «Здорово быть здоровым!», так как

Быть здоровым – это модно!                                                     Быть здоровым – это классно!                                            Быть здоровым – не опасно!

Следующими защитили свой проект на тему: «Жизнь одного слова» представители секции «Эврика - 3 «А». Под руководством Самариной О. Н. приняли участие в создании работы: Сафонова М., Струков С., Булгар А., Гусева Д., Кондратьев В., Лазарева Н., Карх Ю., Тайбарей И., Петрушков В., Козлов М.

Слово - сила. Оно господствует над временем и пространством. Оно способно открывать нам великие тайны. Слова рождаются, живут и могут уйти в забвение.

Работая над проектом «Жизнь одного слова» ребята узнали много нового и интересного о берёзке.

Защита проекта проходила как путешествие по полянам. Сначала ребята побывали на «Поляне знакомства», посмотрели сценку «Березка», познакомились с белоствольной красавицей, узнали почему березку так назвали.

Затем мы отправились на поляну «Мои предки». Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Много веков освещала их жилища берёзовая лучина. Дети посмотрели сценку «Лучина». В старинные времена люди умели веселиться. Сами придумывали загадки, песни. Ребятам было предложено отгадать загадки о белоствольной красавице, мы разучили и поиграли в русскую народную игру «Венок». Затем ребята узнали как использовалась берёзка и используется в наши дни.

Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!

И вот мы на «Поляне вдохновения». Красота берёзки вдохновила и наших ребят, и они прочитали отрывки из своих сочинений о берёзе.  Детям были заданы вопросы: «Что, я знаю о березе?», «Что она для меня значит?». Сочинения о березке прочитали: Сафонова М, Струков С., Булгар А., Гусева Д., Кондратьев В, Лазарева Н., Карх Ю., Тайбарей И. Затем мы приступили к защите презентаций. С презентациями выступили:

1. Карх Ю. «История одного слова» 2. Сафонова М. «Береза- красавица русских лесов» 3. Кондратьев В. «Слово о березе» 4. Петрушков В.» «У всех дорог встречаются березы» 5. Козлов М. «Береза –символ жизни» 6. Струков С. «Светло в России от берез»

Далее мы попали на «Поэтическую полянку». Здесь мы прослушали стихотворения Н. Рубцова, С. Есенина, Прокофьева, посвященных белоствольной красавице.

Следующая полянка была - «Рисуем Русскую берёзку». Для защиты проекта «Жизнь одного слова» ребята приготовили свои рисунки и познакомились с картинами великих художников.

Путешествуем дальше мы на поляне «Боль утешать». В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

«Полянка умельцев» - здесь выбегали «торговцы» в русских народных костюмах и занимали свою «лавку» с товаром: (на лавках туеса, берестяные коробки, шкатулки, заколки, ручки – топорища, фанера, лыжи). Дети знакомились с товарами, продаваемыми на базарах в старину. Здесь на базаре продавали мебель из берёзы. Большой популярностью пользовались лапти, туфли, а из берестяных лент плели ковры для пола, которые хозяйки покупали с удовольствием для своего дома.

И в завершении путешествия детям было предложено представить, что на минуту они оказались в берёзовой роще, и должны продолжить предложение «Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь...».

Ответы учащихся: - красоту русской природы, аромат трав, цветов, лёгкий холодок, шорох листочков, живительную прохладу, вдохновение, красоту природы и любовь к Родине, свежий аромат деревьев, красоту родной земли, свободу и что всё в этом мире прекрасно.

Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Пусть же ваши сердца и души будут также чисты, светлы и прекрасны, как русская березка.

Далее выступили представители секции «Эврика – 4 «А» с проектом на тему: «Моя семья», под руководством Куприяновой Г. Г. Данный проект был исследовательским и групповым, поэтому у каждого представителя была своя подтема:

Абрамян Артур – «Моя семья»; Ковалевская Анастасия – «Моя семья. Семейные традиции»; Комарова Ирина – «Семейные традиции»; Кузнецова Ирина» - «Моя семья»; Лазарева Олеся – «Моя семья»; Мельник Ларидана – «Моя семья»;
Михайлов Артем – «Семья Михайловых»; Нечаев Сергей – «Моя дружная семья»; Копылов Дмитрий – «Традиции моей семьи»; Фанова Надежда – «Семья Фановых и их традиции»; Теплякова Зоя – «Моя семья»; Плешивенко Мария – «Традиции моей семьи». Наш проект о том, что объединяет всех нас – о семье. Семья имеет первостепенное значение в жизни каждого человека.

С целью изучения семей учащихся, установления контактов с её членами, для согласования единых воспитательно–образовательных воздействий на ребёнка появилась идея проведения комплекса организационно – педагогических мероприятий, как со взрослыми, так и с детьми. Опрос взрослых и детей, показал, что дети мало имеют представлений о семье, а взрослые о её необходимости и значении. У многих отсутствует понятие «семейные традиции», нет совместных увлечений, а досуг сводится к просмотру телевизора и компьютерным играм. Как изменить такое положение?

Так появился проект «Моя семья». В основе его решение проблемы – поиск наиболее эффективных способов единения взрослых и детей в семье. При помощи этого проекта хотелось помочь детям и взрослым понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи. Научить семьи сохранять традиции, чтить своих предков и вместе проводить как можно больше времени.

В ходе реализации проекта была проведена следующая работа:

1. Совместно с родителями оформили стенд – рассуждение «Семья – как много в этом слове…» (папы и мамы вместе с детьми рассуждали и заполняли сердечки); 2. Нарисовали родословные деревья; 3. Рисовали портреты мам; 4. Разучивали стихи, песни о семье; 5. Просматривали мультфильмы на данную тему и читали книги с последующим обсуждением; 6. Провели конкурс рисунков на тему «Я и моя семья»; 7. Создали презентации на тему: «Моя семья и её традиции». Очень значимое место в проекте заняло знакомство с прадедами, воевавшими во Второй мировой войне. При помощи родителей была оформлена выставка «Наши деды – славные победы».

Создание такого проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих семейных традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Появилось эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям.

17 апреля состоялась презентация проекта на тему: «Великий Неизвестный» членами секции английского языка «Ключ к успеху». Проект был выполнен  учащимися 10 «А» класса: Ерёменко Полиной, Поповой Марией,  Храмовой Дианой,  Шептюк Артёмом под руководством учителя английского языка Тебеньковой О. Л.

Целью нашего исследования являлась необходимость духовного просвещения современных школьников.

Данную цель мы решили реализовать через следующие задачи:

-расширить кругозор учащихся, познакомить их с жизнью и творчеством Уильяма Шекспира.
-познакомить с сонетами Шекспира;
-сравнить различные переводы сонетов Шекспира;
-сделать исследование и анализ интереса учащихся нашей школы к творчеству великого поэта;
-пробудить у учащихся желание к чтению литературных произведений.
Выбор темы нашего исследовательского проекта обусловлен тем, что интерес к чтению среди учащихся падает, в особенности к литературным произведениям. Но, тем не менее, поэзия, а в особенности сонеты Шекспира – одна из самых красивых форм поэтических произведений, которые, несомненно, достойны внимания. В творческом наследии литературы Шекспир занимает особое место. А история создания его произведений до сих пор представляет собой литературную загадку. Сам источник творчества Шекспира окружен некоторой таинственностью. Прошло уже более четыреста лет со дня смерти Шекспира; многие великие драматурги создали после него изумительные драмы, но равных ему в этой области мы не можем назвать. И каково бы ни было их личное отношение к Шекспиру, восхищались ли они им, как Пушкин, или объявляли его давно пройденным этапом, они сохранили с ним неразрывную связь. О Шекспире написаны сотни книг; в науке, именуемой шекспироведением, насчитываются сотни имён учёных. Среди исследователей творчества Шекспира были и великие писатели, сказавшие о Шекспире иногда несколько слов, но бросившие на это необыкновенное явление новый ослепительный свет: Пушкин, Тургенев, Достоевский, Гейне, Гёте, Гюго, Шоу…

 В. Г. Белинский назвал Шекспира царём драматических поэтов, «увенчанным целым человечеством», и это поэтическое определение оказалось очень точным. Множество переводчиков, писателей и поэтов по всему миру пытались проанализировать сонеты Уильяма Шекспира, в нашей же работе мы познакомили с материалами русских переводов и их анализом.

Представление проекта началось с драматизации, в виде небольшой сценки. Роли У. Шекспира и Розалины сыграли учащиеся 10 «А» класса: Алексей Андросов и Ирина Крамнистая.  Здесь они показали хороший уровень знания английского языка и актёрского мастерства.

Шептюк Артём, Храмова Диана представили свою часть проекта «Жизнь и творчество У. Шекспира».  Попова Мария, Ерёменко Полина пригласили гостей в «Удивительный мир сонетов   Шекспира». Сонеты занимают особое место среди произведений Шекспира.  Впервые они были опубликованы в 1609 году и обращены к другу поэта, а также к таинственной Смуглой Леди сонетов. В них затронуты величайшие темы любви и дружбы, жизни и смерти, измены и бессмертия.  Особенно, учащиеся акцентировали внимание на лучшие переводы сонетов В. Шекспира, а также познакомили с историей возникновения сонета и с трудностями перевода Шекспира на русский. В России интерес к творчеству Шекспира и его "Сонетам" возникает в первой половине XIX в., но первые переводы в эстетическом плане были слабым. Наиболее известными признаны переводы, выполненные М. Чайковским (1914), С. Маршаком (1948), А. Финкелем, С. Степановым, А. Кузнецовым. Переводы отдельных сонетов принадлежат поэтам серебряного века В. Брюсову, Н. Гумилеву, Б. Пастернаку.

Перевод сонетов Шекспира с английского на русский далеко не простая задача, ввиду «завидного лаконизма английской речи», как заметил в свое время Пастернак. Пытаясь перевести сонеты в оригинале на русский, очень сложно уложиться в рифму сонета, не исказив при этом смысл, не говоря уже о самом духе Шекспира.   Коновалова Арина, учащаяся 9 «А» класса, учащиеся 8 «А» класса Ящкузина Ксения и Токарская Галина сделали литературные переводы сонета №18 и сделали это на достаточно хорошем уровне. Мы провели их сравнение   с профессиональными переводами С.Маршака, С. Степанова и пришли к выводу, почему же переводы одного сонета такие разные. Наверное, потому что это лирика.  В лирических произведениях автор выражает свои чувства. А делая переводы, поэт не может не внести свое личное.

В заключение нашей презентации проекта Артём Шептюк акцентировал внимание учащихся на актуальность творчества В. Шекспира для современного поколения.

Анализируя сонеты Шекспира, мы задумалась: актуальны ли они среди учащихся нашей школы, насколько популярен он, особенно в ученической среде. Было решено провести исследование, цель которого – провести анализ восприятия произведений Шекспира среди подрастающего поколения, выявить понимания духовных ценностей, провозглашенных поэтом и драматургом, определить степень его популярности в современном обществе. На наш взгляд, подобная работа является актуальной, так как помогает понять, как духовно развивается современная молодежь.

Были определены задачи исследования: составить анкету-опросник, определить группу участников, систематизировать информацию, определить, важны ли духовные ценности современному человеку, проанализировать и обобщить результаты.

Сегодня количество читающих людей резко уменьшается с каждым годом, но учащиеся   смотрят экранизацию великих произведений. Значит, интерес к мировой литературе не ослабевает. Мы задали вопрос: нужны ли современному человеку духовные ценности?  В основе участники каждой группе дали однозначно положительный ответ, что дает возможность сделать вывод о ценности духовных истин для   обучающиеся задумываются над смыслом существования.

Так, логично возник следующий вопрос: каковы ценности современного человека? Мнения разделились по следующим категориям: Любовь – 90%, Вера – 60%, Семья – 85%, Деньги – 85%, Здоровье – 100%, Успех – 65%, Карьера – 60%, Творчество – 30%.

Подобная подготовительная работа проводилась нами с целью вовлечения   в мыслительную деятельность. Ребята признались, что если бы каждый человек, хотя бы иногда читал классическую литературу, то мир стал бы лучше и добрее.

Следующий этап исследования обусловлен работой с творчеством У. Шекспира и его популярностью среди учащихся. Определена система вопросов:

1. Что вам известно об У. Шекспире? 2. Какие его произведения вы читали? 3. Какие жизненные ценности провозглашает Шекспир в своих произведениях? 4. Прав ли Шекспир? 5. Необходимо ли читать произведения Шекспира сегодня? Почему?
Полученные исследования позволяют сделать вывод о том, что в современном обществе интерес к литературе несколько угасает, порой современные подростки мало знают о духовных ценностях, чтению книг предпочитают просмотр кинофильмов. Все же многие из них задумывается о простых нравственных истинах, с уверенностью говорит, что прекрасна настоящая любовь и дружба, о которой сказал Шекспир. О великом английском драматурге знают и помнят, поэтому нужно вести работу по поляризации классических произведений. Мы думаем, что после нашего представления проекта, хоть кто-то однажды откроет томик   Шекспира, будет впоследствии обращаться к его творчеству, испытывая радость при общении с великим мастером.

18 апреля выступила секция общественных наук «Сподвижники Клио» с работой на тему: «Монгольское нашествие на Русь». Данный проект выполнила ученица 7 «А» класса, Коваль Ольга, под руководством Бережной А. В., учителя истории и обществознания.

19 апреля научно-практическую конференцию продолжила секция общественных наук «Геродот», под руководством Аешиной Н. Ю., учителя истории и обществознания. Эта секция начала свою работу в нашем школьном научном обществе учащихся только в 2017-2018 учебном году и уже представила два совершенно независимых полных проекта. В работе приняли учащиеся 5 «А» класса – Сиомко Мария и Дырова Марина.

Изначально перед детьми стояла задача определиться с темами исследовательских проектов, таким образом, были выбраны две темы: «Наши имена уходят корнями в Древний мир» и «Семь Чудес Света».

Работа в научном обществе дала ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

-способствовала развитию у школьников творческих способностей и вырабатывала у них исследовательские навыки;
-сформировала аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
Основная цель работ учащихся заключалась в том, чтобы углубить и закрепить учебный материал, овладеть разносторонними методами познания, современной методики научных исследований.

Работа секции строилась в течение года по плану:

1. Сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме;

2. Проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;

3. Сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;

4. Оформление исследовательской работы в печатном виде;

5. Подготовка к выступлению на конференции с использованием мультимедиа презентации.

Дебют секции «Геродот» состоялся. Учащиеся Сиомко Мария и Дырова Марина достойно выступили со своими исследовательскими проектами. Результатами работы стали сам проект, электронная презентация и буклеты.

24 мая завершили научно-практическую конференцию своим выступлением представители секции естественных наук «Друиды» проектом на тему: «Эндокринная система человека – «Серый кардинал» суверенного королевства ОРГАНИЗМ». Над проектом работали: Туркевич Анастасия, ученица 11 «А» класса и Ким Сергей, ученик 8 «А» класса, под руководством Тарасовой Т. Ф., учителя биологии, химии.

В этом учебном году секция «ДРУИДЫ» для научного исследования решила взять тему, связанную с эндокринной системой человека.

Сложное устройство человеческого тела с древних времен приводило учёных в благоговейное восхищение. На протяжении многих веков они безуспешно пытались обнаружить «верховного главнокомандующего» организмом. Того, кто управляет всеми жизненно важными функциями и согласует работу отдельных клеток, органов и систем с единым «производственным графиком», в котором каждому действующему лицу отведено подобающее место и чётко очерчен круг обязанностей в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях. В конце концов, титул правителя в суверенном королевстве организма отошёл к мозгу – головному и спинному.

Но при каждом короле, как правило, существует тайный советник, власть которого очень велика. Этим серым кардиналом, предпочитающим держаться в тени, и является эндокринная система.

Наиболее подробно мы решили рассмотреть поджелудочную железу, так как в дальнейшем речь пойдет о таком заболевании как сахарный диабет.

Сахарный диабет является актуальной медико-социальной проблемой современности, которая по распространенности и заболеваемости имеет все черты эпидемии, охватывающей большинство экономически развитых стран мира. В настоящее время, по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается более 175 миллионов больных, их количество неуклонно растет и к 2025 году достигнет 300 миллионов. Россия в этом плане не является исключением. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза.

Проблеме борьбы с сахарным диабетом должное внимание уделяется Министерствами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление сахарного диабета, лечение и профилактику сосудистых осложнений, которые и являются причиной ранней инвалидизации и высокой летальности, наблюдаемой при этом заболевании.

Итак, взявшись за данную тему, мы поставили пред собой цель: изучить особенности эндокринной системы человека, какие факторы могут привести к такому сбою в ее работе как сахарный диабет и являются ли сладкие газированные напитки таким фактором.

И вот в результате какую «картину» мы увидели:

1. Употребляете ли Вы сладкие газированные напитки?

По данным социологического опроса мы выяснили, что 88% опрошенных пьют сладкие газированные напитки, 12% - не пьют.

2. Как часто Вы употребляете сладкие газированные напитки?

10% обучающихся ежедневно употребляют газированные напитки, 21% - несколько раз в неделю, 25% - несколько раз в месяц. Радует тот факт, что 44% редко употребляют газированные напитки.

3. Какую(-ие) марку(-и) сладких газированных напитков Вы предпочитаете?

Социологический опрос показал, что наиболее популярными газированными напитками являются «Спрайт» и «Кока-кола».

Также мы выяснили, что 66% учащихся знают какой вред приносят эти напитки, но все равно употребляют их.
Исследования уровня глюкозы в крови среди подростков показали, что 71% подростков имеют нормальные показатели уровня глюкозы в крови. Оставшиеся 29% имеют показатели выше нормы. Это говорит о том, что стоит проверять сахар с раннего возраста, интересуйтесь своими анализами, рекомендуем тем, у кого повышен сахар при медосмотре обратить на это внимание врача. Чтобы предотвратить развитие сахарного диабета, следует неукоснительно соблюдать определенные меры профилактики. Важно научить себя контролировать свой рацион питания, следить за личным здоровьем и соблюдать диеты. Детям, предрасположенным к диабету, также необходима постоянная профилактика заболевания.

Мы выяснили, что сладкие газированные напитки являются ярчайшей составляющей «нездорового питания» ведущего к сахарному диабету. Негативное влияние на организм человека газированных напитков мы постарались показать с помощью простых и наглядных опытов с «Кока-колой», как наиболее популярного представителя современных газированных напитков. Это произвело сильное впечатление на присутствующих в зале.

Также в представлении жюри нашей работы участвовали ученицы 5 «А» класса, так Сиомко Мария прочитала стихотворение С. Михалкова «Ах, кока-кола», а Точилкина Виталина давала необходимые исторические справки к нашему проекту.

И в заключение работы мы решили рассмотреть «Кока-колу» под другим углом, как жидкость полезную, но только в хозяйственной жизни человека и составили список «лайфхаков» - «хитростей жизни», или полезных советов, помогающие решить бытовые проблемы, экономя тем самым время.

Мы искренне надеемся, что все, кто познакомится с нашей работой, будут более осторожны со своим здоровьем, более осмотрительны при выборе продуктов питания и сладкие газированные напитки будут использовать только для хозяйственных нужд, а не как элемент своего питания.

Закрытие научно-практической конференции «Через тернии к звездам – 2018» состоялось 4 мая на общешкольной линейке, где все участники были награждены ценными и сладкими призами.

В 2017-2018 учебном году школьное научное общество провело очень сложную, объемную, кропотливую и плодотворную работу, хочется пожелать всем участникам нашей «дружной семьи», под названием школьное научное общество учащихся «ДРЕВО ПОЗНАНИЙ», дальнейших успехов, интересных проектов и творческих побед!

Тарасова Татьяна Федоровна, руководитель ШНОУ МБОУ «Оссорская СШ»

Суббота, 02.11.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Наш опрос
Сколько человек в Вашем классе?
Всего ответов: 83
Статистика
счетчик посещений
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
3D поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Время жизни сайта
Полезные сайты

МБОУ "Оссорская СШ" © 2024
Яндекс.Метрика