Доклад на августовском совещании педагогических работников на тему «Информационная среда образовательного учреждения» 24 августа 2012 года
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисков, исследовательской деятельности, служить целями совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Фотосъемка и описание событий, ведение летописей класса, стенгазеты о родном крае – все это является важным средством документирования истории родного края, школы. Собранные материалы по истории нашего края хранятся в школьном музее.
Музей предназначен для ведения краеведческой и патриотической работы в рамках учебно – воспитательной деятельности и призван помочь учащимся шире познакомиться с историей страны, родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры.
Наш школьный музей был создан 3 мая 2005 года.
Чувство патриотизма зарождается в человеке не в одночасье. Поэтому важно бережно и не навязчиво передать эстафету живой памяти молодым людям и показать, что это не чужое, а сокровенное и дорогое для каждого из них.
Проводя работу по гражданско – патриотическому воспитанию, мы стремимся к тому, чтобы дети поняли самое главное: память – это не только дань павшим, она нужна нам, живым, чтобы твердо стоять в любых испытаниях.
Ни одно школьное мероприятие не обходится без использования ИКТ. Во время организации предметных недель, Уроков мужества учащиеся продумывают задания, с помощью материалов, опубликованных в Интернете, готовят презентации и вопросы для викторины. В самой презентации заложен большой учебно – воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.
Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность. Для формирования гражданского самосознания, чувства долга по отношению к семье, к Родине, уважения к культурному и историческому прошлому России, были разработаны программы для школьного музея: "Мой край - моя Камчатка", "Музейное дело".
Эти программы предполагают теоретические и практические занятия: тематические и обзорные экскурсии по выставкам, экспозициям школьного музея; интерактивные экскурсии в режиме мультимедиа; организацию праздников, декады краеведения; природоохранную деятельность.
Результаты программ:
Созданы условия для организации и проведения мероприятий музея;
у школьников сформирован интерес к истории школы, поселка, родного края, страны, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
приобретены навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
увеличено количество экспозиций;
Оформлены буклеты "История в лицах"; "Летопись великого подвига" (воспоминания ветеранов-фронтовиков и ветеранов трудового фронта);
создана веб - страница "Колокола памяти" на сайте нашего образовательного учреждения;
ежегодно проходят выставки изделий кружков декоративно - прикладного творчества".
Всю краеведческую и исследовательскую работу в музее ведут представители Пресс- центра Школьного парламента.
В этом году, несмотря на то, что учащиеся 5 класса только, что перешли из начальной школы в среднее звено, они активно принимали участие в творческих исследовательских проектах и краевых конкурсах. Работа в музее помогает им в их адаптации, она дает им чувство ответственности за принятые ими решения.
Ребята заинтересованы и с удовольствием участвовали во всех традиционных мероприятиях:
изучение истории Родного края;
помощь в сборе информации о пословицах народов мира о вредных привычках;
активная работа по оформлению музейной экспозиции.
Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, театрализованные представления, мини-проекты, выставки прикладного творчества.
Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь героев нашего города Петропавловска Камчатского - ведь это неотъемлемая часть истории нашей страны. В рамках краевой Акции патриотической направленности «Дари добро» учащиеся в этом году в школьном музее создали экспозиции «Курильский десант», «Города воинской славы».
Музей стал тем местом, где воплощены замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, ведется активная работа по сбору материала об истории школы и нашего поселка Оссоры.
Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Встречи учащихся с ветеранами трудового фронта, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.