31 октября 2018 года в МБОУ «Оссорская средняя школа» состоялся диспут с элементами тренинга «Новое в понимании профориентационной работы в школе». Цель диспута: координация деятельности классных руководителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками, а также с их родителями. Одна из важнейших задач в школе - помочь ребенку сформировать реальное представление о себе, своих способностях, сильных сторонах своей личности и наиболее успешных сторонах своей деятельности. Причем эта вдумчивая, уважительная «обратная связь» должна быть дана не в прямых оценках их способностей, умений и личностных свойств, а в поощрении их уникальности. В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».
Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит учащимся полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Профориентационная работа уже начинается в начальной школе.
Опираясь на традиционную в возрастной психологии периодизацию, И.С. Кон определяет схожие этапы профессионального самоопределения.
Первый этап — детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли.
Второй этап — подростковая фантазия.
Третий этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей школьника.
Классные руководители 2а и 4а классов Самарина О.Н. и Дорошенко М.П. поделились своим опытом по данной теме. Они говорили о необходимости и важности профессиональной ориентации младших школьников.
В нашей школе эта работа ведётся на высоком уровне с привлечением родителей для участия в различных мероприятиях, а также в организации экскурсий на предприятия.
Ольга Николаевна и Маргарита Петровна сопровождали свое выступление мультимедиа презентацией и фотоотчётом о мероприятиях, проведенных совместно с учащимися начальной школы и их родителями.
Классные руководители нашей школы проводят работу с родителями по двум основным направлениям: подготовка родителей к оказанию помощи детям в выборе профессии и привлечение их как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организации экскурсий на производство.
В содержании работы с родителями важно исходить из того, что условиями ее успеха являются, во-первых, осуществление трудового воспитания в семье; во-вторых, пропаганда среди родителей психолого-педагогических знаний. Классные руководители принимали активное участие в обсуждении задач и проблем, которые стоят перед ними для оказания помощи учащимся в определении своего дальнейшего жизненного и профессионального пути после окончания школы.
«Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
К.Д.Ушинский
Руководитель мо классных руководителей
Тебенькова О.Л.
|