На осенних каникулах М.Ж.Базарсадаевой, педагогом-психологом МБОУ «Оссорской средней школы», был проведен семинар с элементами тренинговых занятий на тему «Воспитание толерантности начинается с педагога» с педагогическим коллективом школы.
Целью тренинга являлось формирование установок толерантного сознания у педагогов, толерантного отношения к ученикам, родителям, другим людям и гармонизация взаимоотношения в коллективе.
В ходе тренинга проводились следующие упражнения «Приветствие», «Пять добрых слов», «Влияние слова на человека», «Продумай последствия ситуации», «Социальные стереотипы» и составление проекта кодекса педагогов МБОУ «Оссорской средней школы».
Каждому участнику было предложено отметить, насколько он считает себя толерантным учителем и классным руководителем. Роль учителя очень высока. Воспитание культуры толерантности осуществляется по формуле: «родители + дети + учитель». Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить и из конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим - это важнейшие качества, определяющие педагога с высоким уровнем толерантности. Именно владение качествами толерантной культуры позволяют учителю демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности и обеспечивать качественное образование детей.
В ходе тренинга педагоги составили проект кодекса педагогов МБОУ «Оссорской средней школы». Школа – это место социализации, где должна стать центром воспитания толерантности. Именно кодекс нам поможет определить деятельность и поведение педагогов в школе. С удовольствием взялись педагоги дополнять кодекс своими правилами, касающимися толерантности педагога. Присутствовавшие не навязывали друг другу своего мнения, а выслушивали интересы каждого, приходя к общему, компромиссному решению.
Завершился семинар - тренинг такой фразой: «Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать». И все-таки путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Проведя анализ тренинга, было отмечено, что отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, большинство собравшихся увлеченно участвовали в совместных делах, в отношениях преобладали одобрение и поддержка. Этому способствовало: личностные и профессиональные качества педагогов (уважение, открытость, чувство юмора, коммуникабельность).
В целом результат встречи был отмечен как положительный. Все участники высказались о необходимости проведение подобных занятий и их пользе. Данные встречи также будут способствовать сохранению стабильно-положительных отношений не только между членами коллектива, но и с учениками и их родителями.
М.Ж. Базарсадаева, педагог-психолог МБОУ «Оссорская СШ» |